Благотворительный Фонд поддержки православных инициатив, молодежных программ и проектов
ХОЧУ ВЕРИТЬ
Радио «Радонеж» – цикл передач “Православные святыни Абхазии”

Радио «Радонеж» – цикл передач “Православные святыни Абхазии”

«Святыни Абхазии» — автор и ведущая Ю. Павлюченкова

  • Бедийский собор Влахернской Богоматери с Бедия
передача 1

В гостях Председатель Фонда спасения Бедийского храма –Белла Аршба.
Бедийский Храм имеет большое и культурное, и историческое значение.
Баграт III построил Бедийский храм, о чем отчетливо сказано на верхнем обод­ке “бедийской чаши”, которая со многими другими вещами была пожертвована церкви Багратом и его матерью Гурандухт. Следует отметить, что Бедийский храм носит архитектурные особенности восточно-закавказской школы. Он основан в самом начале XI века, и основателем его был Баграт III – первый царь объединенной Абхазии.
Баграт захоронен в этом храме. Он и построил, и освятил храм в 1003 году, там и было и царское погребение было.
И Бедийский храм – один из ключевых моментов этой культурно-исторической миссии, которую играло Абхазское царство.

  • Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного
передача 2

Сведения о возникновении христианства, о христианских общинах содержатся в различного рода христианских произведениях — евангелиях, посланиях, адресованных различным общинам и даже отдельным лицам
Написанию христианских сочинений предшествовала длительная устная традиция. Примерно около полувека христианство распространялось, прежде всего, благодаря устным проповедям и рассказам. Даже когда появились первые записи поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само слово «евангелие» (греч. благая весть) не имело для христиан первоначально значения писаного произведения. В посланиях Павла это слово ясно употребляется в значении устной проповеди о новом учении или самого учения (например, в Послании к Галатам: «Евангелие, которое я благовествовал…» – 1:11).
К сожалению, не сохранились собственно абхазских письменных источников раскрывающие данную тему. Причем речь идет не только о тех, которые могли быть написаны на абхазском языке, но даже и тех, которые были написаны на греческом и грузинском. Причин для этого было много. Одна из них была указана епископом Андреем еще в середине XVII в. Когда русские послы во главе с Федотом Елчиным, заинтересовавшись происхождением святых мощей, находившихся в Бедийском храме, спросили о них епископа Андрея, последний им ответил: “Летописи, скать, у нас нет, потому что турские люди приходили и монастырь разорили и летописи пожгли, а наизусть сказать не помним”.

  • Христианизация Абхазии
передача 3

В середине I-го в. по Р.Х., апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, затем область Понт и города Трапезунт и Неокесарию, далее страну лазов, укрепление Апсар и город Фазис, вступили в Апсилию. Здесь они вели свою проповедь, возможно, в городе Гюэносе (Очамчира), где остается ап. Матфей с учениками. Ап. Матфий, говорит св. Дорофей Тирский (или Псевдо—Дорофей) – возвестил Евангелие Господа нашего в крайней Эфиопии, под Эфиопией, понимается территория Восточного Причерноморья, где гавань Исса и река Фазис. Почил в Севастополе и там погребен. Матфей, Сообщает Софроний, – был одним из семидесяти, избран вместо Иуды; проповедовал во второй Эфиопии, где укрепление Апсара и гавань Исса. Там же он почил и погребен.
Апостолы Андрей и Симон Кананит идут вглубь Апсилии, через Кодорское ущелье они достигают «города» Фуста, где, помимо апсилов, они проповедуют аланам, жившим на южном склоне Кавказского хребта. Затем они снова спускаются из Кодорского ущелья и приходят в Великий Севастополис, в город, куда сходилось до 70 народностей. В Себастополисз, по-видимому, проживали и иудеи рассеяния, а, может быть, была и синагога. Ап. Андрей оставляет здесь Симона Кананита, а сам с учениками уходит в соседнюю Зихию.
Ап. Симон Кананит, благовествуя в этом большом городе, видимо, вызвал негоодование иудеев и язычников, и привлек к себе внимание начальника римского гарнизона. Покинув Себастополис, он скрывается в Анакопии, небольшом населенном пункте, где проживали, скорее всего, в основном абазги. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии, дошедшие до Себастополиса, заставили римских легионеров предпринять решительные меры, следствием чего и стала мученическая кончина ап. Симона Кананита. Он был обезглавлен. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте погребения этого апостола. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абазгии, строится храм.
В то время, когда ап. Симон Кананит скрывался в Анакопии, в Себастополис приходит ап. Матфей, он здесь оканчивает свою жизнь.
Ап. Андрей с учениками, проповедуя в Анакопии, затем в Питиунте, где он сталкивается с языческими традициями абхазов, далее в стране санигов, зихов, дошел до Боспора и Херсонеса и проповедовал в Скифии. Из Босфора, переплыв Понт Евксинский, он возвращается в Синоп, откуда пройдя Византию, Ираклию, Фракию и т.д., доходит до города Патры, где принимает мученическую кончину.
Таким образом, первые семена христианства на территории Абхазии были посеяны апостолами Андреем, Симоном Кананитом, Матфием и их учениками.

  • Драндский Успенский монастырь
передача 4

Материалы, которые дают возможность высказывать мнение об официальном принятии абхазами христианство содержать сообщения о том, что на территории нынешней Абхазии оно распространялось не одновременно и не в одночасье. По всей вероятности первоначально христианство утвердилось на побережье, а затем и во всей остальной территории.
У Прокопия Кесарийского речь идет о двух событиях, произошедших во времена правления Юстиниана Великого. Первое – это окончательное утверждение христианства среди абазгов, т.е. с этого времени абазги выступают как единый христианский народ. Второе – это создание новой церковной организации – Абазгской епархии с кафедрой в Себастополисе. Ее возглавил автокефальный архиепископ, именно так он именуется в Notitiae episcopatuum. Этот архиепископ, присланный Юстинианом, отныне был независим от окружного митрополита, т.е. экзарха Понтийского диоцеза, и в этом смысле был автокефальным и напрямую подчинялся Константинопольскому патриарху.
Именно по распоряжению Юстиниана Великого закладывается и .строится Драндский Успенский монастырь. Непосредственным участником всех этих событий был евнух Евфрат, родом абазг, занимавший при дворе императора должность “препозита священной спальни”. Возможно, что Евфрат посылался импер. Юстинианом в Абазгию не один раз. Первая его миссия была связана, с одной стороны, с окончательной христианизацией абазгов и, с другой, с прекращением работорговли, которую практиковали правители Абазгии. В это же время в Константинополе могла быть устроена школа для абазгеких детей, которых, как это следует из сообщения патр. Макария, привозит в столицу Евфрат. Видимо, одним из учеников этой школы мог быть и племянник самого Евфрата.
Следовательно, первое, окончательное утверждение христианства в Абазгии, имело место в 529-532 гг. Второе, открытие новой епархии – в 543-546 гг.

  • Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы
передача 5

О процессе христианизации и окончательном утверждениии христианства среди апсилов, мисимян и санигов, в отличие от абазгов, недостаточно конкретных сведений из источников. Однако те незначительные сообщения, которые можно найти находим у Прокопия и Агафия, в сопоставлении с археологическим материалом позволяют нам более или менее ясно обрисовать общую картину.
Как представляется, Прокопий не сообщал об апостольском периоде. Прокопий, у которого церковная тематика изложена слишком обобщенно, имеел в виду отдельные, разрозненные случаи соприкосновения апсилов с христианством, имевшие место в III-V вв. К примеру, в прибрежной полосе Апсилии, а именно в Зиганисе (совр. Гудава, Очамчирский район), где было погребено тело мученика Кириака, одного из братьев Орентия. Свидетельством тому служит строительство на этом месте храма, ставшем в последствии кафедрой епископа Зиганского. Кроме того, в Зиганисе археологами был обнаружен баптистерий, датируемый V, первой половиной VI вв., в котором местные жители, в том числе и апсилы, принимали крещение. Помимо этого христианизация апсилов в IV-V вв. шла и через Себастополис и Гюэнос, где археологами также обнаружены церкви, очевидно, являвшиеся кафедрами епископов этих городов. Церковь в Себастополисе, построенная в честь легионера Ореста на месте его погребения, датируется IV-V вв., а церковь на городище Гюенос – концом V – началом VI вв.
Таким образом, знакомство апсилов с христианством и нередкие случаи обращения их в эту веру, судя по всему, имели место в IV-V вв. Это в основном касалось апсилов, живших в прибрежной полосе. Что касается окончательного утверждения христианства или его официального принятия апсилами, то это происходит в первой половине VI в., когда они находились в теснейшей связи с Византией. Об этом мы можем судить по данным археологических раскопок, которые начиная с 1977 г. в течение 15 лет проводились под руководством Ю.Н.Воронова в центре Апсилии – Цебельде.

  • Апсны-страна души
передача 6

Составной частью национальной и исторической традиции любого народа, в том числе и Абхазского, является церковь, которая пронизывает общенародную культуру, оформляет и создает образ мысли и образ жизни, имеет большую значимость в самоидентификации нации.Идея богоизбранности существует у Абхазов, которые с глубокой древности до наших дней сохранили предание о том, что Всевышний отдал абхазам ту часть Земли, которую изначально предназначал Себе. Как и многие народы, абхазы считают себя боголюбимым народом. Об абхазах можно сказать, что они с особым почтением относятся к Всевышнему Богу (Анцыа Ду), к Сыну Божиему (Ишоу), Святому Духу (Псы Цкьа) – Троице.
Традиционные абхазы до сего дня никогда не пропускают утром и вечером, также в часы трапезы, особое молитвенное обращение к Богу.

  • История Абхазской Церкви
передача 7

Первые семена христианства на территории Абхазии были посеяны апостолами Андреем, Симоном Кананитом, Матфием и их учениками.
Как нам представляется, основными путями проникновения христианства в Абхазию было три.
Первый путь – через сосланных сюда христианских мучеников и святителей, и, второй путь – через воинов-христиан Римской империи, служивших в частях, дислоцированных в Абхазии и третий путь через военнопленных-христиан.
В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископия, т. е. церковная община во главе с епископом Сафронием. Это был первый церковный институт в Абхазии, ставший фундаментом будущей Абхазской Церкви.
В 325 году епископ Питиунта Стратофил участвует в I Вселенском Соборе. Его имя фигурирует практически во всех сохранившихся списках участников этого авторитетнейшего Собора. Питиунская епископия была в юрисдикционном подчинении архиепископу Кесарии Каппадокийской (глава Понтийской Церкви) через посредствующего митрополита Неокесарийского. С IV по VII века в Пицунде строится семь базиликальных храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой пицундской мозаикой.

  • Анакопия-столица Абхазского царства. Св. Евстафий Апсильский
передача 8

Мы подробно рассмотрим два важнейших события из истории Абхаз­ской Церкви этого периода, которые долж­ным образом будут отмечены в будущем в церковном календаре Абхазской Церкви.
Первое — это нашествие арабского полководца Мурвана-ибн-Мухаам-мада в 30-ые годы VIII в., в ходе которого была осаждена столица тогдашней Абхазии — Анакопия.
Поражение в битве и поспеш­ное удаление арабов из Абхазии произошло благодаря заступничеству Пресвятой Бого­родицы, явившей в ночь перед сражением Свой нерукотворный образ Анакопийской Богоматери. За ночь от кровяной холеры погибло 35.000 арабов. Не будет преувели­чением, если это Анакопийское сражение мы сравним со знаменитым сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность дальнейшего продвижения арабов на север Европы, так и под Анакопией было остановлено их продви­жение на Кавказ. Воспоминание этого события и празднования явления нерукотворного образа Анакопийской Богоматери Абхазская Церковь отмечает 13 октября по старому стилю, 26 октября по новому стилю.
Второе событие — это мученичество святого Евстафия Апсильского. Великомученик Евстафий был первым абхазцем, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Он, по сообщению преподобного Феофана Сигрианского, в 738 году, будучи правителем Апсилии, был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом. В 740 году святой Евстафий мученически пострадал в городе Харане, где впоследствии от его мощей происходили чудеса и исцеления.

  • Апсуара –система координат человеческого общежития в Абхазии
передача 9

Абхазия в эту эпоху по-прежнему принимает гони­мых за веру православную: иконопочитателей и преследу­емых арабами христиан из Армении и Восточной Грузии. Есть предположение, что именно абхазские Команы будут укрывать от рук иконоборцев мировую христианскую святыню – честную главу Иоанна Крестителя, третье обретение которой произойдет здесь в середине IX в.
С именами отдельных абхазских царей связано рас­пространение христианства среди алан (осетин) Северно­го Кавказа. За это им, Константину III и Георгию II, была выражена особая благодарность патриархом Константи­нопольским Николаем Мистиком. История сохранила не­сколько писем этого патриарха, обращенных к вышеназ­ванным абхазским царям.
Апсуара –система координат человеческого общежития в Абхазии. Иногда, когда речь заходит об истории христианства в Абхазии, сталкиваешься с мнением, что христианство здесь в Абхазии не имеет глубоких корей. Однако образ жизни и образ мысли абхазов, тезаурус абхазского языка, как носителя многовековой информации, а также древние христианские памятники, встречающиеся в немалом количестве на территории Абхазии, констатируют факт христианской сущности абхазского народа и огромного влияния христианства на формирование абхазской государственности.

Команы Абхазские, раннесредневековый православный храм и могила св. мученика Василиска

передача 10

Команы Абхазские, раннесредневековый православный храм и могила св. мученика Василиска.
Житие св. Иоанна Златоуста.
История становления Василиско-Златоустовского монастыря.
Обретение Главы Иоанна Предтечи. После второго обретения в середине V в., глава Иоанна была найдена и перенесена в Константинополь, откуда христиане тайно вывезли ее в начале IX века в Каманы в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 г., по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Каманы было направлено посольство, которое около 850 г. обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. Так, в третий и последний раз она была обретена в абхазских горах. Каманский грот почитается как священное место для христианского мира.

  • Автокефалия Абхазской православной церкви
передача 11

Анализ источников и фактов современной религиозной жизни абхазов приводит к заключению о стойкости переплетений традиционной жизни абхазов с христианской верой, привнесенными в Абхазию из Рима и Византии.
Утверждение христианства в статусе официальной государственной религии, произошедшее в первой половине VI в., образование автокефальной Абхазской епархии, напрямую подчиненной Константинопольскому патриарху (сер. VI в. – сер. VI11 в.). Создание Абхазского каталикосата в конце VIII в. – все это самым тесным образом взаимосвязано с возникновением и укреплением государственности в Абхазии.
Вопрос о статусе православной церковной организации в Абхазии неоднократно возникал на протяжении ее почти семнадцативековой истории, становился не только предметом церковно-канонических споров, но и политической борьбы. С конца X в. историческая судьба Абхазии оказалась надолго связанной с Картли.
Абхазская православная церковь вела трудную борьбу за свое самосохранение против сунитского ислама, насаждавшегося Турцией и Ираном в XV – XVIII вв. Религиозная жизнь тех, кто остался верен христианству, была дезорганизована, обрела скрытый характер, коллективная молитва из храмов была вытеснена в лесистые горные ущелья, в “катакомбы”
Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царем Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. Со смертью этого католикоса прекратила свое существование Абхазская Православная Церковь. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей и митрополит Евфимий, в 1819 году были удалены из Имеретии.

  • Царствование Баграта III, строительство Бедийского храма
передача 12

Храм основан в самом начале XI века, и основателем его был Баграт III – первый царь объединенной Абхазии. Сын Гургена II, представитель династии Багратионов. С первых же дней царствования Баграта III выявились разногласия между царем и родовитыми азнаурами. Баграт, приемный сын Давида Курапалата, был внуком картвельского царя Баграта II и племянником царя абхазов. Таким образом, Баграт являлся наследником трех престолов, что имело очень важное значение. Также большое значение придавалось его личным качествам.
Баграт III большое значение придавал присоединению Кахети и Эрети. После двухлетней войны в 1008–1010 годах Баграт присоединил их и поставил там своих эриставов. С этих пор Баграт III величался «царем абхазов, картвелов, ранов и кахов».
Бедийский храм Баграт III построил, и освятил в 1003 году, там было и царское погребение.

  • Закавказской миссии 100 лет
передача 13

Закавказье. Сомнениям подвергается наша роль и право присутствовать здесь, особенно со стороны враждебно настроенных по отношению к России стран и религиозных течений, желающих захватить, подчинить своему влиянию народы Кавказа. Но что несли и несут они? Мир? Культуру в единстве многообразия? Или ненависть и разобщение по национальному признаку – самому опасному, мало подверженному цивилизационному и интеллектуальному воздействию? Дерево судят по плодам. Давайте еще раз заглянем в глубь веков и порассуждаем на тему: что привнесли Церковь и Россия в жизнь народов, издревле населявших Кавказ?
Журнал «Сотрудник Закавказской Миссии» выходил с 1912 по 1916 гг. Был основан епископом Сухумским Андреем (1911-1913). Являлся печатным органом Епархиального Братства св. Александра Невского при Сухумском Кафедральном Соборе. Выходил дважды в месяц. В задачи данного издания входила работа просветительского и миссионерского характера.

  • Массовые репрессии духовенства на Кавказе 1937-1938 гг.
передача 14

Распад Российской империи, образование на Кавказе различных государственных образований, их борьба за существование и, наконец, победа большевиков, существенно изменили политический и социально-экономический уклад общества. Первые годы советской власти 1917-1920 годы (до полного установления советской власти) отличались толерантной политикой в отношении мусульманского населения Северного Кавказа.
Религиозные деятели были неприкасаемыми авторитетами в народе и власти опасались народного недовольства. Мусульманское духовенство было реальной силой на Кавказе и привлечение на свою сторону влиятельных их представителей обеспечило поддержку большевикам. Чего нельзя было сказать о христианских епископах и священнослужителях.

  • Православие в Абхазии в период ВОВ 1941-1945 гг.
передача 15

Во время Великой Отечественной войны сыны и дочери Абхазии сражались на всех фронтах – в небе, на земле и на море. Это 55,5 тысяч доблестных воинов многонациональной автономной республики: абхазы, русские, грузины, армяне, греки, эстонцы и другие народы. В августе 1942 г. фашистские войска вторглись в пределы Абхазии. Были заняты Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы, а 27 августа – высокогорное село Псху. Над побережьем стали летать самолёты противника, которые бомбили Сухум и другие пункты Абхазии. Как в этих условиях протекала эизнь христиан? Как Кавказ встречал фашистов?

  • Аланы и Абазги – христианская общность
передача 16

Прошлое осетин, потомков средневековых алан, тесно связано с историей соседних народов, что подтверждается многочисленными алано-абхазскими параллелями, отразившими различные сферы их жизни и деятельности.
Объясняется это на первый взгляд довольно просто: в хрониках VI-VII веков, преимущественно византийских, аланам отводятся области, где они могли соприкасаться и воздействовать на своих соседей, подвергаясь в свою очередь влиянию пограничных племен.
Явны следы уходящих в глубь веков алано-абхазских связей. Это и многочисленные лингвистические совпадения, касающиеся явлений природы, животного мира, растений, хозяйства, материальной культуры, одежды, частей тела, социальных понятий и т.д.
Однако нельзя не заметить, что большинство из них не могло не возникнуть на почве тесной территориальной близости двух народов. В период алано-абхазского соседства два языка взаимно обогащались лексическими элементами. Здесь же надо рассмотреть и зарождение христианской общности.

  • Православные общества в Закавказье
передача 17

Учреждение «Общества восстановления Православного христианства на Кавказе». «….Кто во всей России не порадовался, услышав об учреждении у вас благодатного, священного общества для восстановления в народах Кавказских Святейшего Христианства, подавленного там исламизмом? Кто от всея души не поблагодарил юного, но доблестнейшего вашего князя Александра (Барятинского. — М. Г.), который без пролития крови одною мудростию и личною отвагою, низложил сильного, доселе недоступного вождя племен черкесских? Кто не вознес к Господу Богу молитву и благодарность о Победоносном, внезапным успехом своим удивившим не Россию только, но всю Европу, князе Александре славном по предкам своим и еще славнейшим по собственной его великой царю, церкви, краю и царству заслуге?»
Новое общество по уставу имело предметом деятельности возобновление и поддержание древних христианских храмов и монастырей, разрушившихся от времени, построение новых храмов, снабжение их иконами и богослужебными книгами, улучшение материального и нравственного быта духовенства, устройство церковных школ, распространение в народе книг Св. Писания и религиозно-нравственного содержания.

  • Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
передача 18

Лыхненский храм относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорции что свидетельствует о большом мастерстве зодчих.
Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.
В 1855 году Российским Императором Александром II храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, поздняя надпись на абхазском языке (предположительно в начале 20 века) гласит «Пресвятая Богородица спаси нас».
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе) умершего в 1821 году.

  • Житие и служение Апостола Андрея
передача 19

Прошло почти 2000 лет с того момента, как жил апостол Андрей. И, соответственно, очень много слоев накопилось в придании об апостоле Андрее. Попробуем начать с самого начала. Напомню, что в Новом Завете после рассказа о пятидесятницы апостол Андрей больше не упоминается. Мы не знаем что с ним случилось из Нового Завета. Где-то во II веке, то есть, примерно через 100 лет после кончины апостола возникают апокрифические деяния апостола Андрея, где апостол путешествует по южному берегу Черного моря в районе Амасии, Синопы и дальше движется на запад, через будущий Константинополь Византию, через Малую Азию в Грецию, где в Патрах принимает мученическую кончину. Однако, от этого текста у нас осталась как бы последняя часть маршрута, скажем так и то в пересказе латинского писателя VI века Григория, епископа Турского, а первую часть он отсек. Эти акты были еретического содержания и поэтому епископ Григорий переработал их для своей православной паствы в православном ключе.

  • Византийская архитектура Абхазских храмов
передача 20

В IX–X вв. Кавказ, особенно Западный, постоянно контактировал с Византией. Частьгосударств региона стала со временем даже формальными вассалами империи: правители Абхазии, Юго-западной Грузии, армянских государств получали высокие византийские титулы, от магистра до куропалата. Здесь происходил и культурный обмен, в частности посредством дипломатических подарков.
Абхазское царство образовалось ок. 787 г. путем отпадения, при помощи хазар, от византийской власти территории собственно Абхазии (древних Абасгии, Апсилии и Мисимиании) и Лазики-Эгриси (т. е. Западной Грузии), переданной империей в управлением абхазскому мтавару где-то в сер. VIII в.
Зодчество Абхазского царства сохранилось неравномерно. На севере царства нам известно более десятка церквей, которые объединяются в т. н. абхазскую школу, существовавшую с кон. IX в. по сер. X в.

  • Становление христианства на Кавказе
передача 21

История христианства на Кавказе восходит к апостольским временам. Достоверно известно, что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний, в середине I века, был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии (современный Новый Афон, Абхазия), и погребен там же. На месте погребения и сегодня высится древний храм в честь Симона Кананита. Есть сведения и о том, что апостол Матфий (ученик из семидесяти) также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе (современный Сухум).
В послеапостольское время христианство проникало на Кавказ через сосланных в Абхазию церковных деятелей, войнов-христиан, государственных чиновников-христиан, оказавшихся в немилости у Римских императоров.
Не остались вне влияния христианства и аланы, древние предки осетин. Алан крестил древний миссионер епископ Евфимий
.

  • Преодоление раскола – фактор консолидации православной общественности
передача 22

Сегодня религиозная ситуация в Абхазии такова, что большинство нашего народа относится к Православной Церкви только как к культурной составляющей нации. При этом наш народ случившееся церковное разделение рассматривает всего лишь как конфликт поколений, ориентируясь в своих симпатиях на чисто светские характеристики, такие как образованность. Энергичность, молодость, перспективность и т.д. Но мало кто помнит, что Церковь Христова – это спасительное установление, очищающее души верующих от греха и исполняющее их Божией благодатью. Кстати, и сам о.Дорофей, сетуя о необходимости катехизации и духовного просвещения народа, рассуждая о необходимости архиерея для рукоположения священников, не раз говорил, что вера приходит не через философские мудрования, а через церковные таинства, тогда как архиерей через апостольскую преемственность действием благодати Божией осуществляет полноту Церкви, и просвещение людей происходит не через количество священников, а через ОТКРОВЕНИЕ от Бога.

  • Церковь Св. Симона Кананита г. Новый Афон
передача 23

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества – церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит и является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе – представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

  • Илорский храм святого Георгия г. Очамчира
передача 24

Храм Святого Георгия Победоносца, возведенный в XI веке, находится в селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры. Белокаменная церковь окружена оградой из булыжника с воротами, вблизи храма находится небольшая колокольня. Илорская церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Зал храма перекрыт арочным каменным сводом, опирающимся на массивные выступающие пилястры. В зал ведут три входа – с севера, запада и юга, с этих же сторон к нему примыкают построенные в разное время приделы. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.
Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.
Церковь Святого Георгия была известна не только в Абхазии, но и далеко за ее пределами. Паломники и путешественники со всего света стремились попасть в Илорский храм: считалось, что любая просьба, произнесенная там, исполнится. Многие из них оставили интересные заметки о жизни храма. Так, по свидетельству итальянских миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетивших Илорский храм в первой половине XVII века, возле него устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа.

  • Вера, Надежда, Любовь и их матерь Софья – день Победы абхазского народа
передача25

В студии радио вместе с ведущей писатель Л.В. Сурова.День победы Абхазского народа и день Веры, Надежды , Любови и матери их Софии – 30 сентября – один из любимых праздников абхазского народа. Это событие знаменует освобождение Сухуми от грузинских войск в 1993 году и окончание абхазско-грузинской войны. Бои за столицу Абхазии продолжались 11 дней и завершились операцией на площади перед домом правительства. Сегодня она именуется Площадь Свободы. После освобождения Сухуми, 28 сентября, у границы Гульрипшского и Очамчирского районов, соединились Западный и Восточный фронт Абхазии. Вся территория страны была освобождена от оккупантов 30 сентября 1993 года. Сегодня День Победы 30 сентября отмечают с двояким чувством: радостью и печалью. Практически каждая семья Абхазии в ходе войны потеряла кого-то из своих близких.

Церковь Симона Кананита

передача 26

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества – церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит и является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе – представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

  • Мифы и легенды Абхазского этноса
передача 29

В передаче принимают участие историк Д.К. Чичхалия, автор книги «Православная Абхазия» и президент Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа Т.М. Шамба.
Свой национальный мир, основу своей национальной ментальности абхазы называют Апсуара. Именно с ее появлением древние люди, живущие в благодатной стране у Чёрного моря, стали абхазским народом. Не случайно слово «Апсуара» происходит от самоназвания этноса – апсуа.
Апсуара – обобщённая характеристика абхазской национальной культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения.
Благодаря диалектической гибкости, присущей Апсуара, древний абхазский этнос и в начале третьего тысячелетия, сохраняет уникальное своеобразие своей культуры, своё неповторимое лицо, одновременно представляя собой современный, европейски цивилизованный народ.

  • Русское наследие в Абхазии
передача 30

В Абхазии на учете находится примерно 250 объектов культурного наследия. Поскольку Свода памятников архитектуры Абхазии не существует, а работы по изучению памятников долгие годы системно не проводились, существующий список нельзя считать исчерпывающим. В советское время более 30 объектов имели статус «памятник всесоюзного значения». Среди них раннехристианские храмы в Пицунде, Лыхны, Моква, Дранда, Бедия, Симоно-Кананитский монастырь в Н. Афоне, крепости и городища византийского, римского и даже античного периодов, сооружения доисторического периода- дольмены, кромлехи, менгиры.

  • №31 – Период советской власти и ВОВ в Абхазии. Гость студии -президент всемирного конгресса абхазо-абазинского народа, доктор юридических наук, профессор, академик – Шамба Тарас Миронович.
  • №32 – Гость студии -Сурова Людмила Васильевна, писатель, поэт, член Союза Писателей России, бакалавр богословия и тема: «Св. Иоанн Златоуст в Абхазии».
передачи 31 и 32

В 1943 году Русская Церковь, через 25 лет, признала независимость Грузинской Церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею. В 1943 году последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были окончательно переданы Русской Церковью Грузинской. Таким образом, антиканонический акт грузинских автокефалистов — открытие Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Церкви на канонической территории Сухумской епархии Рус¬ской Церкви в 1918 году — через 25 лет был узаконен. Разумеется, в 1943 году абхазский народ об окончательном, юридическом акте передачи храмов и монастырей Абхазии в ведение Грузинской Церкви никто не спрашивал. 
После Второй мировой войны Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли:
1. Антоний (1952-1956).
2. Леонид (1957-?).
3. Роман (?-1967).
4. Илия (1967-1977).
5. Николай (1977-1983).
6. Давид (1983-1992).
7. Даниил (1992-1993). 
Все эти епископы, за исключением епископа Антония, были присланы из Грузии. Наиболее известны двое: епископ Илия (Шилошвили), ныне глава Грузинской Церкви, и епископ Давид (Чкадуа), впоследствии митрополит, активный участник экуменического движения. При епископе Антонии греческая церковь города Сухум была пе¬редана Сухумо-Абхазской епархии. Этот храм стал кафедральным, таковым и остается до сегодняшнего дня. 
В этот период у Сухумо-Абхазской епархии не было ни одного монастыря. На всей территории Абхазии функционировали всего шесть храмов: Сухумский кафедральный собор, Сухумская кладбищенская церковь, Елорский храм, Лыхненский храм, Гагринская Покровская церковь и Гудаутская Покровская церковь. Последние две церкви — частные дома, переделанные в храм, были открыты после Второй Мировой Войны. Количество ду-ховенства не достигало и 10 человек. Духовенство было в большинстве русское. Только при митрополите Давиде (Чкадуа) в конце 80-х годов грузинского духовенства стало больше. 
Во время хрущевских гонений на Православную Церковь горы Абхазии становятся пристанищем мона¬хов из разных уголков СССР. Пустынножители в Абхазских горных районах появились еще в конце XIX века. Небольшие монашеские общины в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречий, Псху стали подлинными духовными центрами для всех православных людей Советского Союза. Многие из тех, кто тайно посещал эти общины для получения духовного наставления, впоследствии стали известными иерархами Русской Церкви, настоятелями монастырей, священнослужителями, профессорами духовных академий. 
В период перестройки, это время правления митрополита Давида (Чкадуа), были задействованы еще не¬сколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. В это время митрополит Давид и грузинское духовенство Сухумо-Абхазской епархии принимают активное участие в политических акциях, устраиваемых грузинскими националистами и «звиадистами», причем эти акции часто проходили во дворе Сухумского ка¬федрального собора. Такое поведение грузинского духовенства Сухумо-Абхазской епархии отторгало абхазский народ от Церкви.

  • №33-34 – Глинские старцы
передачи 33 и 34

Глинские старцы начали свое служение Церкви и Отечеству в Глинской пустыни еще до революции, но после закрытия монастыря устремили свои стопы на Кавказ, где основали монащеские общины в горах Абхазии. В 1930-е годы будущие преподобные отцы глинские: митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) были репрессированы и прошли через ссылки и лагеря, но не потеряли веры и даже в местах заключения продолжали свое пастырское служение. Гость студии с Зиновий Чесноков, православный писатель, докторант Фрибургского университета и общецерковной аспирантуры.

  • Продолжение бесед с Зиновием Чесноковым
передача 35

Продолжение бесед с Зиновием Чесноковым, православным писателем, докторантом Фрибургского университета и общецерковной аспирантуры о Глинских старцах.

  • Присутствие России на Кавказе 19-20 веке
передачи 36 и 37

Гость студии – ведущий научный сотрудник Западно-Кавказской археологической экспедиции А.В. Пьянков.«Присутствие России на Кавказе 19-20 веке».

  • Изучение архивов Синода по Абхазской Епархии
передачи 38 и 39

№ 38 Гость студии – ведущий научный сотрудник Западно-Кавказской археологической экспедиции А.В. Пьянков.

№39 Гость студии – историк, специалист по изучению монастырей Северного Кавказа и Закавказья -Бороденко Вера Ефимовна «Изучение архивов Синода по Абхазской Епархии»

  • Христианство на Кавказе, перспективы
передача 40

«Христианство на Кавказе, перспективы», гость студии -Шакая Богдан Борисович, учредитель культурно-благотворительного фонда «Ашана».